» » Проект "Музеи меняют мир". Коломна
» » Проект "Музеи меняют мир". Коломна

    Проект "Музеи меняют мир". Коломна


    Благодаря «Музею коломенской пастилы» о старинной Коломне заговорили и в Москве, и в Лондоне. Пообщавшись с местными жителями, Анна Кочарова узнала, как возрождение старинных рецептов изменило здесь жизнь.

    Свою очередную прогулку по Коломне я вновь начинаю в музее «Калачная» в центре города, у Пятницких ворот. В воздухе разносятся невероятные ароматы. Сюда приходят местные жители за калачами, вкусным хлебом, кренделями и папушниками – сдобными булками, которые Даль в своем словаре называл «набалованным дитем».

    В музее тем временем проходит театрализованная экскурсия, на которой посетителям рассказывают об истории калачей, их вкусовых качествах, рецептуре и конечно угощают калачами с чаем. Ведет экскурсию Алексей – его я помню по моему предыдущему музейно-гастрономическому туру в Коломну. После экскурсии мы знакомимся, и Алексей рассказывает, что работает в музее почти два года. Коренной житель Коломны, раньше он трудился рабочим на заводе резино-технических изделий. Но, будучи историком по образованию, всегда хотел сменить работу.

    На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства.

    На территории

    На территории

    Коломенский центр развития познавательного туризма "Город-музей"

    На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства. На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства.

    Пекарь Антон выносит в зал целый противень свежих румяных калачей. Для него – программиста по образованию – эта работа стала напротив, шагом непредсказуемым. После долгих поисков по совету друзей год назад устроился в «Калачную», и теперь уже не хочет уходить. Живет Антон в соседнем городе Воскресенск, что в получасе езды на электричке. Говорит, что особенно нравятся занятия c технологом, который разбирает с сотрудниками исторические рецепты. 

    Сегодня музейное дело под руководством Натальи Никитиной объединяет «Музей коломенской пастилы», музей «Калачная» и музей-резиденцию «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», а также три производства – пастилы, хлеба и картонажное дело. В последнем задействованы люди с ограниченными возможностями.

    Всего же в музеях постоянно работает около 100 человек: это и студенты, и люди старшего поколения, некоторые из которых не побоялись поменять профессию.

    «ОБРАТИТЬ В СВОЮ ВЕРУ»

    Впервые идея возрождения коломенской пастилы была озвучена в 2008 году. Наталья Никитина устроила тогда праздничное шествие, возродив по описанию в романе Лажечникова облик коломенской пастильницы. Наталья говорит, что этим шествием она хотела «опрокинуть в свою веру людей». А местные жители до сих пор вспоминают тот праздник и говорят, что впервые услышали о том, что Коломна когда-то была знаменита пастилой.

    В этом объединении работают с нематериальным наследием, историей выкусов – практика для наших музеев необычна. А уж на момент создания «Музея коломенской пастилы» этим не занимался  практически никто.

    «Прежде, чем внедряться на эту территорию, благодаря гранту Благотворительного фонда В.Потанина было проведено большое исследование с участием историков, архитекторов, искусствоведов, социологов, – рассказывает директор по развитию и одновременно директор «Арткоммуналки» Екатерина Ойнас. – Был создан стратегический план, который позволяет взглянуть в будущее и на основе этого развивать музейные объекты и туристическую инфраструктуру. Действовать неагрессивно, развивать то, что было исконно присуще этой территории».

    Директор «Арткоммуналки» Екатерина Ойнас

    МЕСТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

    В Коломенском посаде – исторической территории за пределами Кремля – существовали разные слободы: и кузнечная, и гончарная, и даже сообщество скоморохов. Недавняя, уже советская история «подарила» городу другого героя – писателя Венечку Ерофеева, который жил здесь в 1961-1962 годах и даже учился в местном педагогическом институте, а на улице Октябрьской Революции работал грузчиком в винном отделе местного магазина. Именно в этом здании, этажом выше теперь открыт музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие».

    На входе меня встречает администратор Алена. На настоящей коммунальной кухне мы пьем чай. Алена – студентка-логопед, год назад пришла в музейное объединение на подработку. Но теперь намерена здесь остаться надолго. Основу коллекции «Арткоммуналки» составили вещи, оставшиеся от двух теток Натальи Никитиной, которых та называет «невестами войны».

    Одна часть музея – это несколько комнат, где воссоздан быт коммунальной квартиры 1960-х. Другая – галерейное пространство и приватное помещение, где работают приезжающие сюда современные художники. Сейчас группа «Фрукты» из Перми трудится над ледяными граффити «Исторические ремарки»: в холодную погоду при помощи воды, пульверизатора, трафарета художники создают надписи на уличных стенах. Проект связан с изучением истории города и взаимодействием с местным сообществом.

    Когда общаешься с жителями Коломны, создается впечатление, что все они, так или иначе, увлечены краеведением. Для кого-то это со временем становится профессией, для кого-то остается хобби.

    По историческому центру меня водит Марина – в прошлом провизор, а ныне экскурсовод. Она рассказывает о том, как благодаря местным жителям здесь установили памятную доску Ахматовой, которая  бывала в Коломне. Показывает мне удивительных деревянных истуканов из бревен от старого разобранного дома, которые оказываются героями сказки «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Соорудил их местный житель, стоматолог – для детей и просто прохожих.

    Марина с гордостью приводит меня и к своему дому, сочно-зеленого цвета с кружевными белыми наличниками, которые в 1980-ые сделал ее отец. Она уверена: коломчане всегда любили свой город и интересовались его историей. Но с появлением «Музея коломенской пастилы» это увлечение стало еще сильнее. К тому же, посад, на территории которого и работают это объединение, стал чище и благоустроенней. Ведь когда музей получает очередное здание под проект, он не только реставрирует строение, но и меняет территорию вокруг. 

    МУЗЕЙ-ДОМ

    Коломна – в советские времена закрытая для туристов – всегда была не только одним из красивейших и старинных городов Подмосковья, но и важным промышленным и транспортным центром. Здесь работает Конструкторское бюро машиностроения и несколько крупных заводов и фабрик.

    В Коломне не только сосредоточены памятники архитектуры, но и открыты разнообразные музеи. Но именно появление «Музея коломенской пастилы» во многом изменило жизнь города.

    О коломенской пастиле узнали в Москве и даже в Лондоне. Вслед за Натальей Никитиной идею исследования ремесел и возрождения производств подхватили и другие:  появился, к примеру, музей самоваров, на очереди – музейная лавка «Торговля мылом». Теперь в Коломне работает еще несколько производств пастилы. Они не имеют отношения к «музейным» сладостям, но так или иначе создают рабочие места, развивают город.

    Директор музея Наталья Никитина

    «Они сели на это крыло, – говорит Наталья. – Производят схожий продукт, не такой как наш. Наша пастила дорогая, потому что все это натуральные продукты и ручная работа. Другие производители пошли по простому пути, они не утруждают себя ни исследованиями, ни технологиями, ни упаковкой. Используют загустители и крахмалящие вещества, не выдерживают историческую правду. Может быть, это и размывает немного то, что делаем мы. Но сколько людей начали этим жить!»

    По словам Никитиной, с момента открытия «Музея коломенской пастилы», туристический поток в город увеличился примерно в два с половиной раза. Только ее музеи в год посещает около 100 тысяч человек в год.

    Одно рабочее место в музейном объединении автоматически создает еще несколько в смежных областях: ресторанном, гостиничном, туристическом бизнесе.

    Мой день в Коломне заканчивается в том самом «Музее коломенской пастилы». Впрочем, это конечно и не привычный музей вовсе. Такое ощущение, что ты просто в гостях – там, где тебя конечно ждали. И девушки в кринолинах за неспешным чаепитием с пастилой рассказывают о традициях русских десертов.  
    Наталья полна планов. Она собирается возродить производство знаменитых коломенских узорных тканей, на которых рисунок достигался не печатью, а переплетением нитей. На очереди и Кудиновский фарфор – производство, закрытое еще в 1875 году.

    «Мы работаем с наследием не просто как с предметом истории, а как с предметом,  который может заменить газ или нефть для какой-то территории, – рассказывает Никитина. – Весь мир живет своей культурой, своими традициями, это является ресурсом территорий. Я уверена, что в любом историческом городе есть такой ресурс. Нужно только разглядеть его под ногами, поднять и сдуть пыль».

    Источник: ria.ru

    Похожие новости
  • Самый большой район в России
  • Аэропорты мира: нестандартные развлечения
  • Самые креативные рождественские ёлки мира
  • «Пьющий бетон», или дороги, которые умеют уничтожать лужи
  • Удивительный проект «Мы – не близнецы!»
Видео
Интересно
=)

- Мужики, так кого всё же выбрали фунтиком? - Понтификом, Антон, понтификом…

Национальная электронная детская библиотека
Туве Янссон - Муми-тролль и комета

20 март Туве Янссон - Муми-тролль и комета

Музыка

Проект "Музеи меняют мир". Коломна


Благодаря «Музею коломенской пастилы» о старинной Коломне заговорили и в Москве, и в Лондоне. Пообщавшись с местными жителями, Анна Кочарова узнала, как возрождение старинных рецептов изменило здесь жизнь.

Свою очередную прогулку по Коломне я вновь начинаю в музее «Калачная» в центре города, у Пятницких ворот. В воздухе разносятся невероятные ароматы. Сюда приходят местные жители за калачами, вкусным хлебом, кренделями и папушниками – сдобными булками, которые Даль в своем словаре называл «набалованным дитем».

В музее тем временем проходит театрализованная экскурсия, на которой посетителям рассказывают об истории калачей, их вкусовых качествах, рецептуре и конечно угощают калачами с чаем. Ведет экскурсию Алексей – его я помню по моему предыдущему музейно-гастрономическому туру в Коломну. После экскурсии мы знакомимся, и Алексей рассказывает, что работает в музее почти два года. Коренной житель Коломны, раньше он трудился рабочим на заводе резино-технических изделий. Но, будучи историком по образованию, всегда хотел сменить работу.

На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства.

На территории

На территории

Коломенский центр развития познавательного туризма "Город-музей"

На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства. На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства.

Пекарь Антон выносит в зал целый противень свежих румяных калачей. Для него – программиста по образованию – эта работа стала напротив, шагом непредсказуемым. После долгих поисков по совету друзей год назад устроился в «Калачную», и теперь уже не хочет уходить. Живет Антон в соседнем городе Воскресенск, что в получасе езды на электричке. Говорит, что особенно нравятся занятия c технологом, который разбирает с сотрудниками исторические рецепты. 

Сегодня музейное дело под руководством Натальи Никитиной объединяет «Музей коломенской пастилы», музей «Калачная» и музей-резиденцию «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», а также три производства – пастилы, хлеба и картонажное дело. В последнем задействованы люди с ограниченными возможностями.

Всего же в музеях постоянно работает около 100 человек: это и студенты, и люди старшего поколения, некоторые из которых не побоялись поменять профессию.

«ОБРАТИТЬ В СВОЮ ВЕРУ»

Впервые идея возрождения коломенской пастилы была озвучена в 2008 году. Наталья Никитина устроила тогда праздничное шествие, возродив по описанию в романе Лажечникова облик коломенской пастильницы. Наталья говорит, что этим шествием она хотела «опрокинуть в свою веру людей». А местные жители до сих пор вспоминают тот праздник и говорят, что впервые услышали о том, что Коломна когда-то была знаменита пастилой.

В этом объединении работают с нематериальным наследием, историей выкусов – практика для наших музеев необычна. А уж на момент создания «Музея коломенской пастилы» этим не занимался  практически никто.

«Прежде, чем внедряться на эту территорию, благодаря гранту Благотворительного фонда В.Потанина было проведено большое исследование с участием историков, архитекторов, искусствоведов, социологов, – рассказывает директор по развитию и одновременно директор «Арткоммуналки» Екатерина Ойнас. – Был создан стратегический план, который позволяет взглянуть в будущее и на основе этого развивать музейные объекты и туристическую инфраструктуру. Действовать неагрессивно, развивать то, что было исконно присуще этой территории».

Директор «Арткоммуналки» Екатерина Ойнас

МЕСТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

В Коломенском посаде – исторической территории за пределами Кремля – существовали разные слободы: и кузнечная, и гончарная, и даже сообщество скоморохов. Недавняя, уже советская история «подарила» городу другого героя – писателя Венечку Ерофеева, который жил здесь в 1961-1962 годах и даже учился в местном педагогическом институте, а на улице Октябрьской Революции работал грузчиком в винном отделе местного магазина. Именно в этом здании, этажом выше теперь открыт музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие».

На входе меня встречает администратор Алена. На настоящей коммунальной кухне мы пьем чай. Алена – студентка-логопед, год назад пришла в музейное объединение на подработку. Но теперь намерена здесь остаться надолго. Основу коллекции «Арткоммуналки» составили вещи, оставшиеся от двух теток Натальи Никитиной, которых та называет «невестами войны».

Одна часть музея – это несколько комнат, где воссоздан быт коммунальной квартиры 1960-х. Другая – галерейное пространство и приватное помещение, где работают приезжающие сюда современные художники. Сейчас группа «Фрукты» из Перми трудится над ледяными граффити «Исторические ремарки»: в холодную погоду при помощи воды, пульверизатора, трафарета художники создают надписи на уличных стенах. Проект связан с изучением истории города и взаимодействием с местным сообществом.

Когда общаешься с жителями Коломны, создается впечатление, что все они, так или иначе, увлечены краеведением. Для кого-то это со временем становится профессией, для кого-то остается хобби.

По историческому центру меня водит Марина – в прошлом провизор, а ныне экскурсовод. Она рассказывает о том, как благодаря местным жителям здесь установили памятную доску Ахматовой, которая  бывала в Коломне. Показывает мне удивительных деревянных истуканов из бревен от старого разобранного дома, которые оказываются героями сказки «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Соорудил их местный житель, стоматолог – для детей и просто прохожих.

Марина с гордостью приводит меня и к своему дому, сочно-зеленого цвета с кружевными белыми наличниками, которые в 1980-ые сделал ее отец. Она уверена: коломчане всегда любили свой город и интересовались его историей. Но с появлением «Музея коломенской пастилы» это увлечение стало еще сильнее. К тому же, посад, на территории которого и работают это объединение, стал чище и благоустроенней. Ведь когда музей получает очередное здание под проект, он не только реставрирует строение, но и меняет территорию вокруг. 

МУЗЕЙ-ДОМ

Коломна – в советские времена закрытая для туристов – всегда была не только одним из красивейших и старинных городов Подмосковья, но и важным промышленным и транспортным центром. Здесь работает Конструкторское бюро машиностроения и несколько крупных заводов и фабрик.

В Коломне не только сосредоточены памятники архитектуры, но и открыты разнообразные музеи. Но именно появление «Музея коломенской пастилы» во многом изменило жизнь города.

О коломенской пастиле узнали в Москве и даже в Лондоне. Вслед за Натальей Никитиной идею исследования ремесел и возрождения производств подхватили и другие:  появился, к примеру, музей самоваров, на очереди – музейная лавка «Торговля мылом». Теперь в Коломне работает еще несколько производств пастилы. Они не имеют отношения к «музейным» сладостям, но так или иначе создают рабочие места, развивают город.

Директор музея Наталья Никитина

«Они сели на это крыло, – говорит Наталья. – Производят схожий продукт, не такой как наш. Наша пастила дорогая, потому что все это натуральные продукты и ручная работа. Другие производители пошли по простому пути, они не утруждают себя ни исследованиями, ни технологиями, ни упаковкой. Используют загустители и крахмалящие вещества, не выдерживают историческую правду. Может быть, это и размывает немного то, что делаем мы. Но сколько людей начали этим жить!»

По словам Никитиной, с момента открытия «Музея коломенской пастилы», туристический поток в город увеличился примерно в два с половиной раза. Только ее музеи в год посещает около 100 тысяч человек в год.

Одно рабочее место в музейном объединении автоматически создает еще несколько в смежных областях: ресторанном, гостиничном, туристическом бизнесе.

Мой день в Коломне заканчивается в том самом «Музее коломенской пастилы». Впрочем, это конечно и не привычный музей вовсе. Такое ощущение, что ты просто в гостях – там, где тебя конечно ждали. И девушки в кринолинах за неспешным чаепитием с пастилой рассказывают о традициях русских десертов.  
Наталья полна планов. Она собирается возродить производство знаменитых коломенских узорных тканей, на которых рисунок достигался не печатью, а переплетением нитей. На очереди и Кудиновский фарфор – производство, закрытое еще в 1875 году.

«Мы работаем с наследием не просто как с предметом истории, а как с предметом,  который может заменить газ или нефть для какой-то территории, – рассказывает Никитина. – Весь мир живет своей культурой, своими традициями, это является ресурсом территорий. Я уверена, что в любом историческом городе есть такой ресурс. Нужно только разглядеть его под ногами, поднять и сдуть пыль».

Источник: ria.ru

Похожие новости
  • Самый большой район в России
  • Аэропорты мира: нестандартные развлечения
  • Самые креативные рождественские ёлки мира
  • «Пьющий бетон», или дороги, которые умеют уничтожать лужи
  • Удивительный проект «Мы – не близнецы!»