» » Проект "Музеи меняют мир". Коломна
» » Проект "Музеи меняют мир". Коломна

    Проект "Музеи меняют мир". Коломна


    Благодаря «Музею коломенской пастилы» о старинной Коломне заговорили и в Москве, и в Лондоне. Пообщавшись с местными жителями, Анна Кочарова узнала, как возрождение старинных рецептов изменило здесь жизнь.

    Свою очередную прогулку по Коломне я вновь начинаю в музее «Калачная» в центре города, у Пятницких ворот. В воздухе разносятся невероятные ароматы. Сюда приходят местные жители за калачами, вкусным хлебом, кренделями и папушниками – сдобными булками, которые Даль в своем словаре называл «набалованным дитем».

    В музее тем временем проходит театрализованная экскурсия, на которой посетителям рассказывают об истории калачей, их вкусовых качествах, рецептуре и конечно угощают калачами с чаем. Ведет экскурсию Алексей – его я помню по моему предыдущему музейно-гастрономическому туру в Коломну. После экскурсии мы знакомимся, и Алексей рассказывает, что работает в музее почти два года. Коренной житель Коломны, раньше он трудился рабочим на заводе резино-технических изделий. Но, будучи историком по образованию, всегда хотел сменить работу.

    На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства.

    На территории

    На территории

    Коломенский центр развития познавательного туризма "Город-музей"

    На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства. На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства.

    Пекарь Антон выносит в зал целый противень свежих румяных калачей. Для него – программиста по образованию – эта работа стала напротив, шагом непредсказуемым. После долгих поисков по совету друзей год назад устроился в «Калачную», и теперь уже не хочет уходить. Живет Антон в соседнем городе Воскресенск, что в получасе езды на электричке. Говорит, что особенно нравятся занятия c технологом, который разбирает с сотрудниками исторические рецепты. 

    Сегодня музейное дело под руководством Натальи Никитиной объединяет «Музей коломенской пастилы», музей «Калачная» и музей-резиденцию «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», а также три производства – пастилы, хлеба и картонажное дело. В последнем задействованы люди с ограниченными возможностями.

    Всего же в музеях постоянно работает около 100 человек: это и студенты, и люди старшего поколения, некоторые из которых не побоялись поменять профессию.

    «ОБРАТИТЬ В СВОЮ ВЕРУ»

    Впервые идея возрождения коломенской пастилы была озвучена в 2008 году. Наталья Никитина устроила тогда праздничное шествие, возродив по описанию в романе Лажечникова облик коломенской пастильницы. Наталья говорит, что этим шествием она хотела «опрокинуть в свою веру людей». А местные жители до сих пор вспоминают тот праздник и говорят, что впервые услышали о том, что Коломна когда-то была знаменита пастилой.

    В этом объединении работают с нематериальным наследием, историей выкусов – практика для наших музеев необычна. А уж на момент создания «Музея коломенской пастилы» этим не занимался  практически никто.

    «Прежде, чем внедряться на эту территорию, благодаря гранту Благотворительного фонда В.Потанина было проведено большое исследование с участием историков, архитекторов, искусствоведов, социологов, – рассказывает директор по развитию и одновременно директор «Арткоммуналки» Екатерина Ойнас. – Был создан стратегический план, который позволяет взглянуть в будущее и на основе этого развивать музейные объекты и туристическую инфраструктуру. Действовать неагрессивно, развивать то, что было исконно присуще этой территории».

    Директор «Арткоммуналки» Екатерина Ойнас

    МЕСТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

    В Коломенском посаде – исторической территории за пределами Кремля – существовали разные слободы: и кузнечная, и гончарная, и даже сообщество скоморохов. Недавняя, уже советская история «подарила» городу другого героя – писателя Венечку Ерофеева, который жил здесь в 1961-1962 годах и даже учился в местном педагогическом институте, а на улице Октябрьской Революции работал грузчиком в винном отделе местного магазина. Именно в этом здании, этажом выше теперь открыт музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие».

    На входе меня встречает администратор Алена. На настоящей коммунальной кухне мы пьем чай. Алена – студентка-логопед, год назад пришла в музейное объединение на подработку. Но теперь намерена здесь остаться надолго. Основу коллекции «Арткоммуналки» составили вещи, оставшиеся от двух теток Натальи Никитиной, которых та называет «невестами войны».

    Одна часть музея – это несколько комнат, где воссоздан быт коммунальной квартиры 1960-х. Другая – галерейное пространство и приватное помещение, где работают приезжающие сюда современные художники. Сейчас группа «Фрукты» из Перми трудится над ледяными граффити «Исторические ремарки»: в холодную погоду при помощи воды, пульверизатора, трафарета художники создают надписи на уличных стенах. Проект связан с изучением истории города и взаимодействием с местным сообществом.

    Когда общаешься с жителями Коломны, создается впечатление, что все они, так или иначе, увлечены краеведением. Для кого-то это со временем становится профессией, для кого-то остается хобби.

    По историческому центру меня водит Марина – в прошлом провизор, а ныне экскурсовод. Она рассказывает о том, как благодаря местным жителям здесь установили памятную доску Ахматовой, которая  бывала в Коломне. Показывает мне удивительных деревянных истуканов из бревен от старого разобранного дома, которые оказываются героями сказки «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Соорудил их местный житель, стоматолог – для детей и просто прохожих.

    Марина с гордостью приводит меня и к своему дому, сочно-зеленого цвета с кружевными белыми наличниками, которые в 1980-ые сделал ее отец. Она уверена: коломчане всегда любили свой город и интересовались его историей. Но с появлением «Музея коломенской пастилы» это увлечение стало еще сильнее. К тому же, посад, на территории которого и работают это объединение, стал чище и благоустроенней. Ведь когда музей получает очередное здание под проект, он не только реставрирует строение, но и меняет территорию вокруг. 

    МУЗЕЙ-ДОМ

    Коломна – в советские времена закрытая для туристов – всегда была не только одним из красивейших и старинных городов Подмосковья, но и важным промышленным и транспортным центром. Здесь работает Конструкторское бюро машиностроения и несколько крупных заводов и фабрик.

    В Коломне не только сосредоточены памятники архитектуры, но и открыты разнообразные музеи. Но именно появление «Музея коломенской пастилы» во многом изменило жизнь города.

    О коломенской пастиле узнали в Москве и даже в Лондоне. Вслед за Натальей Никитиной идею исследования ремесел и возрождения производств подхватили и другие:  появился, к примеру, музей самоваров, на очереди – музейная лавка «Торговля мылом». Теперь в Коломне работает еще несколько производств пастилы. Они не имеют отношения к «музейным» сладостям, но так или иначе создают рабочие места, развивают город.

    Директор музея Наталья Никитина

    «Они сели на это крыло, – говорит Наталья. – Производят схожий продукт, не такой как наш. Наша пастила дорогая, потому что все это натуральные продукты и ручная работа. Другие производители пошли по простому пути, они не утруждают себя ни исследованиями, ни технологиями, ни упаковкой. Используют загустители и крахмалящие вещества, не выдерживают историческую правду. Может быть, это и размывает немного то, что делаем мы. Но сколько людей начали этим жить!»

    По словам Никитиной, с момента открытия «Музея коломенской пастилы», туристический поток в город увеличился примерно в два с половиной раза. Только ее музеи в год посещает около 100 тысяч человек в год.

    Одно рабочее место в музейном объединении автоматически создает еще несколько в смежных областях: ресторанном, гостиничном, туристическом бизнесе.

    Мой день в Коломне заканчивается в том самом «Музее коломенской пастилы». Впрочем, это конечно и не привычный музей вовсе. Такое ощущение, что ты просто в гостях – там, где тебя конечно ждали. И девушки в кринолинах за неспешным чаепитием с пастилой рассказывают о традициях русских десертов.  
    Наталья полна планов. Она собирается возродить производство знаменитых коломенских узорных тканей, на которых рисунок достигался не печатью, а переплетением нитей. На очереди и Кудиновский фарфор – производство, закрытое еще в 1875 году.

    «Мы работаем с наследием не просто как с предметом истории, а как с предметом,  который может заменить газ или нефть для какой-то территории, – рассказывает Никитина. – Весь мир живет своей культурой, своими традициями, это является ресурсом территорий. Я уверена, что в любом историческом городе есть такой ресурс. Нужно только разглядеть его под ногами, поднять и сдуть пыль».

    Источник: ria.ru

    Похожие новости
  • Самый большой район в России
  • Аэропорты мира: нестандартные развлечения
  • Самые креативные рождественские ёлки мира
  • «Пьющий бетон», или дороги, которые умеют уничтожать лужи
  • Удивительный проект «Мы – не близнецы!»
Видео
Интересно
=)

Если долго колебаться, можно всех заколебать…

Национальная электронная детская библиотека
Как видели 2017 год художники СССР

14 июнь Как видели 2017 год художники СССР

Музыка

Проект "Музеи меняют мир". Коломна


Благодаря «Музею коломенской пастилы» о старинной Коломне заговорили и в Москве, и в Лондоне. Пообщавшись с местными жителями, Анна Кочарова узнала, как возрождение старинных рецептов изменило здесь жизнь.

Свою очередную прогулку по Коломне я вновь начинаю в музее «Калачная» в центре города, у Пятницких ворот. В воздухе разносятся невероятные ароматы. Сюда приходят местные жители за калачами, вкусным хлебом, кренделями и папушниками – сдобными булками, которые Даль в своем словаре называл «набалованным дитем».

В музее тем временем проходит театрализованная экскурсия, на которой посетителям рассказывают об истории калачей, их вкусовых качествах, рецептуре и конечно угощают калачами с чаем. Ведет экскурсию Алексей – его я помню по моему предыдущему музейно-гастрономическому туру в Коломну. После экскурсии мы знакомимся, и Алексей рассказывает, что работает в музее почти два года. Коренной житель Коломны, раньше он трудился рабочим на заводе резино-технических изделий. Но, будучи историком по образованию, всегда хотел сменить работу.

На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства.

На территории

На территории

Коломенский центр развития познавательного туризма "Город-музей"

На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства. На территории Коломенского посада с 2009 года работает музейное объединение, которое способствует развитию туризма, создает рабочие места и производства, меняет и развивает городскую среду. О музей Коломенской пастилы узнали в Москве и даже в Лондоне. Благодаря музею в городе появились музейно-гастрономические маршруты. Еще один музей объединения - Арткоммуналка. Ероффев и другие - один из немногих в Московской области институтов современного искусства.

Пекарь Антон выносит в зал целый противень свежих румяных калачей. Для него – программиста по образованию – эта работа стала напротив, шагом непредсказуемым. После долгих поисков по совету друзей год назад устроился в «Калачную», и теперь уже не хочет уходить. Живет Антон в соседнем городе Воскресенск, что в получасе езды на электричке. Говорит, что особенно нравятся занятия c технологом, который разбирает с сотрудниками исторические рецепты. 

Сегодня музейное дело под руководством Натальи Никитиной объединяет «Музей коломенской пастилы», музей «Калачная» и музей-резиденцию «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», а также три производства – пастилы, хлеба и картонажное дело. В последнем задействованы люди с ограниченными возможностями.

Всего же в музеях постоянно работает около 100 человек: это и студенты, и люди старшего поколения, некоторые из которых не побоялись поменять профессию.

«ОБРАТИТЬ В СВОЮ ВЕРУ»

Впервые идея возрождения коломенской пастилы была озвучена в 2008 году. Наталья Никитина устроила тогда праздничное шествие, возродив по описанию в романе Лажечникова облик коломенской пастильницы. Наталья говорит, что этим шествием она хотела «опрокинуть в свою веру людей». А местные жители до сих пор вспоминают тот праздник и говорят, что впервые услышали о том, что Коломна когда-то была знаменита пастилой.

В этом объединении работают с нематериальным наследием, историей выкусов – практика для наших музеев необычна. А уж на момент создания «Музея коломенской пастилы» этим не занимался  практически никто.

«Прежде, чем внедряться на эту территорию, благодаря гранту Благотворительного фонда В.Потанина было проведено большое исследование с участием историков, архитекторов, искусствоведов, социологов, – рассказывает директор по развитию и одновременно директор «Арткоммуналки» Екатерина Ойнас. – Был создан стратегический план, который позволяет взглянуть в будущее и на основе этого развивать музейные объекты и туристическую инфраструктуру. Действовать неагрессивно, развивать то, что было исконно присуще этой территории».

Директор «Арткоммуналки» Екатерина Ойнас

МЕСТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

В Коломенском посаде – исторической территории за пределами Кремля – существовали разные слободы: и кузнечная, и гончарная, и даже сообщество скоморохов. Недавняя, уже советская история «подарила» городу другого героя – писателя Венечку Ерофеева, который жил здесь в 1961-1962 годах и даже учился в местном педагогическом институте, а на улице Октябрьской Революции работал грузчиком в винном отделе местного магазина. Именно в этом здании, этажом выше теперь открыт музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие».

На входе меня встречает администратор Алена. На настоящей коммунальной кухне мы пьем чай. Алена – студентка-логопед, год назад пришла в музейное объединение на подработку. Но теперь намерена здесь остаться надолго. Основу коллекции «Арткоммуналки» составили вещи, оставшиеся от двух теток Натальи Никитиной, которых та называет «невестами войны».

Одна часть музея – это несколько комнат, где воссоздан быт коммунальной квартиры 1960-х. Другая – галерейное пространство и приватное помещение, где работают приезжающие сюда современные художники. Сейчас группа «Фрукты» из Перми трудится над ледяными граффити «Исторические ремарки»: в холодную погоду при помощи воды, пульверизатора, трафарета художники создают надписи на уличных стенах. Проект связан с изучением истории города и взаимодействием с местным сообществом.

Когда общаешься с жителями Коломны, создается впечатление, что все они, так или иначе, увлечены краеведением. Для кого-то это со временем становится профессией, для кого-то остается хобби.

По историческому центру меня водит Марина – в прошлом провизор, а ныне экскурсовод. Она рассказывает о том, как благодаря местным жителям здесь установили памятную доску Ахматовой, которая  бывала в Коломне. Показывает мне удивительных деревянных истуканов из бревен от старого разобранного дома, которые оказываются героями сказки «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Соорудил их местный житель, стоматолог – для детей и просто прохожих.

Марина с гордостью приводит меня и к своему дому, сочно-зеленого цвета с кружевными белыми наличниками, которые в 1980-ые сделал ее отец. Она уверена: коломчане всегда любили свой город и интересовались его историей. Но с появлением «Музея коломенской пастилы» это увлечение стало еще сильнее. К тому же, посад, на территории которого и работают это объединение, стал чище и благоустроенней. Ведь когда музей получает очередное здание под проект, он не только реставрирует строение, но и меняет территорию вокруг. 

МУЗЕЙ-ДОМ

Коломна – в советские времена закрытая для туристов – всегда была не только одним из красивейших и старинных городов Подмосковья, но и важным промышленным и транспортным центром. Здесь работает Конструкторское бюро машиностроения и несколько крупных заводов и фабрик.

В Коломне не только сосредоточены памятники архитектуры, но и открыты разнообразные музеи. Но именно появление «Музея коломенской пастилы» во многом изменило жизнь города.

О коломенской пастиле узнали в Москве и даже в Лондоне. Вслед за Натальей Никитиной идею исследования ремесел и возрождения производств подхватили и другие:  появился, к примеру, музей самоваров, на очереди – музейная лавка «Торговля мылом». Теперь в Коломне работает еще несколько производств пастилы. Они не имеют отношения к «музейным» сладостям, но так или иначе создают рабочие места, развивают город.

Директор музея Наталья Никитина

«Они сели на это крыло, – говорит Наталья. – Производят схожий продукт, не такой как наш. Наша пастила дорогая, потому что все это натуральные продукты и ручная работа. Другие производители пошли по простому пути, они не утруждают себя ни исследованиями, ни технологиями, ни упаковкой. Используют загустители и крахмалящие вещества, не выдерживают историческую правду. Может быть, это и размывает немного то, что делаем мы. Но сколько людей начали этим жить!»

По словам Никитиной, с момента открытия «Музея коломенской пастилы», туристический поток в город увеличился примерно в два с половиной раза. Только ее музеи в год посещает около 100 тысяч человек в год.

Одно рабочее место в музейном объединении автоматически создает еще несколько в смежных областях: ресторанном, гостиничном, туристическом бизнесе.

Мой день в Коломне заканчивается в том самом «Музее коломенской пастилы». Впрочем, это конечно и не привычный музей вовсе. Такое ощущение, что ты просто в гостях – там, где тебя конечно ждали. И девушки в кринолинах за неспешным чаепитием с пастилой рассказывают о традициях русских десертов.  
Наталья полна планов. Она собирается возродить производство знаменитых коломенских узорных тканей, на которых рисунок достигался не печатью, а переплетением нитей. На очереди и Кудиновский фарфор – производство, закрытое еще в 1875 году.

«Мы работаем с наследием не просто как с предметом истории, а как с предметом,  который может заменить газ или нефть для какой-то территории, – рассказывает Никитина. – Весь мир живет своей культурой, своими традициями, это является ресурсом территорий. Я уверена, что в любом историческом городе есть такой ресурс. Нужно только разглядеть его под ногами, поднять и сдуть пыль».

Источник: ria.ru

Похожие новости
  • Самый большой район в России
  • Аэропорты мира: нестандартные развлечения
  • Самые креативные рождественские ёлки мира
  • «Пьющий бетон», или дороги, которые умеют уничтожать лужи
  • Удивительный проект «Мы – не близнецы!»